Современные подходы к комплексной оценке безопасности производственных объектов на шельфе Арктических морей Российской Федерации на примере Приразломного нефтяного месторождения

24.06.2018
Источник: Журнал «PROнефть»
Modern approaches to a comprehensive assessment of the safety of production facilities on the shelf of the arctic seas of the russian federation on the example of the prirazlomnoe oil field

УДК 332.36
 
Р.Р. Гильфанов, А.Б. Васильев, О.Н. Гайдуков, И.В. Мохнаткин, А.Д. Билалов, Д.М. Карамутдинова, Ю.Р. Шакурьянова
ООО «Газпром нефть шельф»

Электронный адрес: Bilalov.AD@gazprom-neft.ru

Ключевые слова: Арктика, шельф, платформа Приразломная, промышленная безопасность, безопасность персонала

R.R. Gilfanov, A.B. Vasiliev, O.N. Gaidukov, I.V. Mokhnatkin, A.D. Bilalov, D.M. Karamutdinova, Yu.R. Shakuryanova
Gazprom Neft Shelf LLC, RF, Saint-Petersburg

The development of the Arctic offshore fields requires special approaches to the issues of operational safety on offshore platforms. The success of the development of the Prirazlomnoye oil field can serve as an example for other promising assets in this region. The implemented solutions on the Prirazlomnaya platform in terms of ensuring integrated production safety give an idea of how much attention is paid to these issues in the company Gazprom Neft Shelf. Absolute provision of integrated security on the platform is one of the main goals of the company.

Keywords: Arctic, shelf, platform Prirazlomnaya, industrial safety, personnel safety

DOI: 10.24887/2587-7399-2018-2-75-80

Введение

В статье проаналзированы лучшие практики в части обеспечения безопасности производства на примере Приразломного нефтяного месторождения, а также рассмотрена возможность их тиражирования на другие перспективные месторождения Печорского моря.

Добыча на арктическом месторождении Приразломное началась в 2013 г. С момента его промышленного освоения ключевыми стали вопросы идентификации рисков и управления ими. По данным направлениям работы компании «Газпром нефть шельф» прослеживается планомерный прогресс.

Основной задачей исследования является создание целевой модели, от которой можно перейти к концептуальной модели и понять, влияя на какие параметры при помощи новых технологий можно получить максимальный эффект с целью обеспечения безопасности и защиты персонала, окружающей среды, а также соответствия положениям законодательства Российской Федерации, стандартам и нормативным документам ПАО «Газпром нефть». 

Обеспечение безопасности производственного объекта

Специалисты компании подразделяют риски на четыре ключевые категории: экономические, экологические, репутационные и технологические. Последние являются основными, так как связаны с нанесением вреда здоровью и жизни персонала.


Рис. 1. Принцип работы автоматизированной системы управления и безопасности МЛСП «Приразломная»

Комплекс мер по обеспечению безопасности объекта включает множество компонентов, которые можно разделить на группы по целевой принадлежности.

Безопасность на морской ледостойкой стационарной платформе (МЛСП) «Приразломная» обеспечивается автоматизированной системой управления и безопасности (АСУБ) (рис. 1). В каждой рабочей зоне платформы установлены датчики системы пожарогазовой сигнализации, сигнализирующей об утечках газов и приводящей в действие системы аварийной вентиляции и пожаротушения. Работу скважин, оборудования и аппаратов инженер-технолог Центрального поста управления (ЦПУ) контролирует по датчикам двух систем: управления производством и аварийной остановки [1].

Следует отметить, что на платформе предусмотрены пять уровней автоматической аварийной остановки в зависимости от входных данных и предполагаемой тяжести последствий. Таким образом, обеспечена подконтрольность потенциальной эскалации возможных чрезвычайных ситуаций.

Необходимр отметить системный подход к управлению развитием персонала с использованием современных информационных технологий. Процесс повышения компетентности начинается с момента поступления специалиста на МЛСП «Приразломная»: каждый обязан пройти курс обучения по покиданию приводнившегося вертолета – курс BOSIET. Следующим этапом становятся процесс адаптации на платформе и получение новых знаний и навыков по специфике работы на шельфе.

На платформе реализованы две составляющие автоматизации в сфере обучения:

1) система мониторинга технических и управленческих компетенций (СМТК);

2) компьютерный тренажерный комплекс (КТК) (рис. 2).

Преимуществами СМТК являются: быстрая адаптация к изменениям; гибкое управление системой с учетом доступа к ней из удаленных точек; учет различных методик обучения и оценки персонала; постоянное взаимодействие участников и кураторов в процессе оценки и обучения; создание возможностей для обмена опытом и совместного решения бизнес-задач [2].

Созданный для работников платформы компьтерный тренажерный комплекс (КТК) (см. рис. 2) является уникальной разработкой, инициированной специалистами компании «Газпром нефть шельф», не имеет аналогов в других дочерних обществах ПАО «Газпром нефть» и предназначен для обучения инженеров и рабочих алгоритмам действий в нештатных и аварийных ситуациях [3].

Кроме базового набора развивающих программ с применением перечисленных автоматизированных систем, у каждого работника есть возможность выбора персональных курсов обучения и повышения квалификации на основе оценки собственных компетенций, а также согласно индивидуальному плану развития, разработанному и утвержденному линейным и функциональным руководителями.

Реализован проект «Система мониторинга и управления сигнализациями», предназначенный для повышения уровня промышленной безопасности технологических процессов путем снижения числа срабатываний сигнализаций, нагрузки на инженеров-технологов ЦПУ и повышения эффективности их действий, направленных на своевременное обнаружение и предотвращение аварийных ситуаций [4].

Можно утверждать, что проект зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны. За год эксплуатации системы общее число срабатываний сигнализаций на автоматизированном рабочем месте (АРМ) инженера-технолога снизилось более чем на 50 ; оперативный персонал платформы получил в свое распоряжение справочную информацию по 600 ключевым сигнализациям; отмечены повышение безопасности производства и снижение рисков принятия некорректных решений [5].


Рис. 2. Схема компьютерного тренажерного комплекса

В среднесрочных планах компании – снижение общего числа срабатываний сигнализаций на платформе на 85 % и вхождение платформы в топ 25 %лучших мировых платформ по ключевым показателям эффективности.

Безопасность персонала МЛСП посредством достижения безопасности производства является приоритеом компании [6].

МЛСП «Приразломная» – производственный объект 1 класса опасности, который подлежит обязательному декларированию. Для соблюдения требований законодательства Российской Федерации был создан документ – Декларация промышленной безопасности, разработанный в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от 21 июля 1997 г.

В дополнение разработан основополагающий документ в сфере промышленной безопасности, имеющий более прикладное значение для сотрудников компании – HSE Case. Документ создан с целью идентификации опасностей, оценки и управления рисками, связанными с эксплуатацией опасного производственного объекта МЛСП «Приразломная» в соответствии с требованиями правил и норм промышленной безопасности РФ, международных стандартов и лучших мировых практик.

HSE Case – это один структурированный и лаконичный документ, обобщающий информацию по управлению рисками, содержит ссылки на дополнительные документы, разработан и поддерживается при активном участии сотрудников платформы, основан на практических знаниях и опыте компании. HSE Case направлен на непрерывное улучшение показателей безопасности в результате изменений в технологиях, знаниях, структуре организации, рабочих процедурах. Документ открыт для общего доступа внутри организации.

В процессе подготовки HSE Case был продемонстрирован анализ рисков, а также показано, как их контролировать. В результате поменялось отношение людей к вопросам безопасности, повысилась их мотивация к участию в процессе управления рисками.

Документ включает реестр опасностей; диаграммы-бабочки для анализа опасностей возникновения крупномасштабных аварий и анализа эффективности барьеров (рис. 3); критические элементы рисков и должностные обязанности персонала, матрицу одновременных операций (МОР); количественный и качественный анализы рисков; алгоритмы аварийных эвакуаций и спасательных работ в случае чрезвычайных ситуаций (ЧС).


Рис. 3. Диаграмма-бабочка для анализа опасностей возникновения аварий и эффективности барьеров

HSE Case устанавливает, что все риски, связанные с конкретным объектом или операцией, известны, и указывает, что предпринимаются все соответствующие меры в целях доведения рисков до уровня, который определяется как «Практически целесообразный низкий уровень» (ПЦНУ, или ALARP), либо определены меры по снижению рисков до приемлемого уровня. Таким образом, соблюдаются ключевые принципы управления рисками, такие как Определение, Оценка, Контроль и Восстановление, в частности, контроль опасностей, которые могут привезти к крупномасштабным авариям (групповым несчастным случаям со смертельным исходом) (рис. 4).


Рис. 4. Процесс управления рисками

С целью оперативной локализации несчастных случаев на платформе работают сменные бригады нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ), члены которых в случае необходимости готовы выступить первыми в ликвидации ЧС. Специалисты НАСФ платформы отобраны по четким медицинским критериям, обучены принципам тушения пожаров, ликвидации разливов, оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Кроме того, существуют бригады медицинских помощников, при необходимости способных оказать помощь штатным докторам платформы.

В периметре МЛСП всегда дежурят суда сопровождения, команда которых натренирована на тушение пожаров, ликвидацию аварийных разливов нефти на поверхности воды и льда, а также на прием людей при эвакуации с платформы в зимнее время посредством выдвижных эвакуационных мостов. В безледовый период помимо эвакуационных мостов для персонала платформы доступны четыре мобильные эвакуационные шлюпки. Каждую неделю на платформе разыгрывается тренировочный сценарий по общему сбору персонала и ликвидации различных видов происшествий. Данная процедура позволяет отточить навыки реагирования и поддержать на достаточном уровне сознательность действий при нештатных ситуациях.

Превентивной мерой по недопущению случаев возникновения аварий и нанесения вреда здоровью и жизни персонала является система нарядов-допусков на работы с обозначенными риск-факторами (работы повышенной опасности, газоопасные и огневые). В наряды-допуски включены: анализ рисков, сертификаты установки механической изоляции и блокировки датчиков СПГС, САО и СУП. Также внедрены аудиты по разным направлениям, основной целью которых является оценка эффективности процесса управления рисками для обнаружения областей, требующих улучшения. Внимание уделяется как аудиту нарядов-допусков, так и регулярно обновляемым реестрам оборудования и технологических процессов. Нововведением в данном направлении стал поведенческий аудит, дающий ясное представление об опасных и безопасных действиях, совершаемых бригадой исполнителей в реальном времени и конкретной ситуации.

Обратной связью со стороны персонала платформы можно считать инструмент стоп-карт, внедрение которых позволяет предотвратить в текущий момент времени развитие опасной ситуации, повысить культуру производства в соответствии с аспектами безопасности и привить менталитет ответственного собственника каждому сотруднику. При этом человек, заполнивший лист стоп-карты, не только информирует об опасности вышестоящее руководство, но и обладает правом купировать ситуацию (рис. 5).


Рис. 5. Компоненты управления рисками в компании «Газпром нефть»

(ПЛА – план по ликвидации и локализации аварий, ПЛАРН – план по предупреждению и ликвидации разливов нефти)

Заключение

Выбранный вектор развития на Приразломном месторождении, направленный на соблюдение правил техники безопасности производства, повышение компетентности персонала, применение передового мирового опыта, дает положительные результаты, которые подтверждаются статистикой.

В настоящее время можно утверждать, что идеей управления рисками пронизана вся цепочка бизнес-процессов компании (см. рис. 5). Таким образом, выбор системы обеспечения безопасности производственных объектов шельфа обусловлен критерием применимости той или иной технологии. На примере Приразломного месторождения доказано, что синергия внедряемых подходов наиболее жизнеспособна и результативна в кратчайшие сроки.

Применение опробованных современных методик на Приразломном месторождении представляет собой инструмент для принятия своевременных мер по учету всех «узких мест» на ранних этапах проектирования новых месторождений континентального шельфа Арктики.

Список литературы

1. Кошелев С.В., Чехов А.Ю., Билалов А.Д. Философия безопасности // Сибирская нефть. – 2015. – № 8 /125 . – С. 52-56.

2. Билалов А.Д., Зубарев Р.М. Создание компьютерного тренажерного комплекса для обучения и аттестации персонала МЛСП «Приразломная». В сб. тезисов конференции Offshore Marintec Russia. – 2016. – С. 107-108.

3. Билалов А.Д., Карамутдинова Д.М., Шакурьянова Ю.Р. Разработка компьютерного тренажерного комплекса для обучения и аттестации персонала МЛСП «Приразломная». В сб. тезисов Международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие ТЭК и добывающей отрасли. – 2016. – С. 204-205.

4. Пасторов С.П., Мохнаткин И.В., Билалов А.Д. Внедрение симуляторов для динамического и статического моделирования технологических процессов платформы «Приразломная». В сб. тезисов Международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие и освоение Арктики и континентального шельфа (Арктика-2017). – 2017. – С. 104-106.

5. Мохнаткин И.В., Билалов А.Д. Внедрение системы мониторинга и управления сигнализациями на МЛСП «Приразломная». В сб. тезисов конференции RAO CIS Offshore. – 2017. – С. 182-183.

6. Серенко И.А., Михайлов В.И., Билалов А.Д. Внедрение системы мониторинга и управления сигнализациями систем обеспечения управления и безопасности платформы «Приразломная». В сб. тезисов Международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие и освоение Арктики и континентального шельфа (Арктика-2017). – 2017. – С. 152-153.

Reference

1. Koshelev S.V., Chekhov A.Yu., Bilalov A.D., Philosophy of security (In Russ.), Sibirskaya neft', 2015, no. 8(125), pp. 52-56.

2. Bilalov A.D., Zubarev R.M., Sozdanie komp'yuternogo trenazhernogo kompleksa dlya obucheniya i attestatsii personala MLSP “Prirazlomnaya” (Creation of a computer simulator complex for training and attestation of personnel of Prirazlomnaya OIRFP), Proceedings of conference Offshore Marintec Russia, 2016, рр. 107-108.

3. Bilalov A.D., Karamutdinova D.M., Shakur'yanova Yu.R., Razrabotka komp'yuternogo trenazhernogo kompleksa dlya obucheniya i attestatsii personala MLSP “Prirazlomnaya” (Development of a computer simulator complex for training and attestation of personnel of Prirazlomnaya OIRFP), Proceedings of International competition of scientific, technical and innovative developments aimed at the development of fuel and energy and the extractive industries, 2016, рр. 204-205.

4. Pastorov S.P., Mokhnatkin I.V., Bilalov A.D., Vnedrenie simulyatorov dlya dinamicheskogo i staticheskogo modelirovaniya tekhnologicheskikh protsessov platformy “Prirazlomnaya” (Introduction of simulators for dynamic and static modeling of technological processes of the Prirazlomnaya platform), Proceedings of International competition of scientific, technical and innovative developments aimed at the development and exploration of the Arctic and continental shelf "Arktika2017", 2017, рр. 104-106.

5. Mokhnatkin I.V., Bilalov A.D., Vnedrenie sistemy monitoringa i upravleniya signalizatsiyami na MLSP “Prirazlomnaya” (Implementation of a monitoring and alarm management system on Prirazlomnaya OIRFP), Proceedings of RAO CIS Offshore, 2017, рр. 182-183.

6. Serenko I.A., Mikhaylov V.I., Bilalov A.D., Vnedrenie sistemy monitoringa i upravleniya signalizatsiyami sistem obespecheniya upravleniya i bezopasnosti platformy “Prirazlomnaya” (Implementation of a monitoring and management system for alarm systems for the provision of control and security Prirazlomnaya platform), Proceedings of International competition of scientific, technical and innovative developments aimed at the development and exploration of the Arctic and continental shelf "Arktika-2017", 2017, рр. 152-153.


Авторы статьи:  Р.Р. Гильфанов, А.Б. Васильев, О.Н. Гайдуков, И.В. Мохнаткин, А.Д. Билалов, Д.М. Карамутдинова, Ю.Р. Шакурьянова
ООО «Газпром нефть шельф»

Источник:  Журнал «PROнефть»

Возврат к списку